Меню Закрыть

“Хитрости по снижению стоимости лекарств не помогут”

Представитель Минздрава рассказал о перспективах первой централизованной закупки препаратов против ВИЧ. По словам замминистра здравоохранения РФ Сергея Краевого, это позволит сэкономить до 3 млрд рублей. Однако, по словам экспертов, о выгоде такой меры говорить пока рано. Чтобы покрыть нужды всех российских пациентов с ВИЧ, нужно не менее 100 млрд рублей ежегодно.

Первая централизованная закупка препаратов для пациентов с ВИЧ-инфекцией позволит сэкономить достаточно средств, чтобы обеспечить лечение нескольких десятков тысяч человек. Об этом в интервью ТАСС на Российском инвестиционном форуме в Сочи рассказал заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой. По его словам, переход на централизованные закупки антиретровирусных препаратов выгодней на 2-3 млрд рублей.

“Эти деньги дают возможность охватить лечением еще нескольких десятков тысяч человек. Постановление правительства о переводе закупок на федеральный уровень вступило в силу 1 января, конкурсные процедуры и заключение контрактов займут от 2 до 3 месяцев”, – сказал замминистра здравоохранения.

Представитель Минздрава добавил, что эти средства позволят охватить лечением порядка 50% и больше из тех, кто состоит на диспансерном учете.

Кроме того, Минздрав продолжает вести переговоры о снижении и фиксации цен на антиретровирусные препараты с Минпромторгом и Федеральной антимонопольной службой, а также прорабатывает возможность заключения долгосрочных контрактов.

“Еще один способ удешевить лекарства – увеличить долю российских препаратов на рынке. Отечественные дженерики ни по качеству, ни по эффективности, ни по безопасности не будут уступать импортным аналогам, при этом их себестоимость гораздо ниже”, – сказал Краевой.

Мы спросили экспертов, насколько реалистичны планы Минздрава

Алексей Михайлов, Коалиция по готовности к лечению:

Нужно дождаться объявления аукционов на все АРВ-препараты и, соответственно, контрактов по ним, а потом говорить о реальной экономии за счет централизованных закупок. Кроме того, мы не знаем как идут переговоры о снижении цен и будут ли найдены точки соприкосновения.

Всегда есть риски, что на аукционы могут не выйти дистрибьюторы из-за низкой (по мнению дистрибьютора) цены и погоня за самой низкой стоимостью препарата может обернуться несостоявшимися торгами, а пациентам придётся менять схемы из-за нежелания дистрибьютора или фармкомпании снижать цены.

Если говорить про долгосрочные контракты, то их мы увидим точно не во время данных аукционов. Планы Минздрава РФ по снижению цен и увеличению количества людей на лечении внушают оптимизм, но посмотрим, как они будут работать в реальной жизни, а не на бумаге.

Вадим Покровский, профессор, руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом:

Конечно, препаратов будет закуплено больше, их получит большее количество людей. В основном закупают старые препараты, которые в Европе и в США используют сравнительно редко. Мы отстаём по качеству лечения, но приходится выбирать: либо меньшее число пациентов получат более дорогие препараты, либо лекарства будут дешёвыми, но их смогут получать больше пациентов. Может быть старые препараты и проверены временем, но они не всем подходят. Тем более, ряд пациентов нуждаются в смене схемы на более современную.

Сэкономленные два-три миллиарда рублей, о которых заявил Сергей Краевой, – это безусловно позитивная новость. Благодаря этим деньгам, 50-60 тысяч человек смогут получить лечение, а может даже немного больше. Но в ситуации, когда у нас зарегистрировано 850 тысяч пациентов с ВИЧ – это не самый лучший показатель.

Если комментировать заявление о том, что “сэкономленные средства позволят охватить лечением 50% тех, кто состоит на диспансерном учете”, – то это одна из тонкостей подсчёта. Регулярно посещают центры СПИД не больше 70% всех зарегистрированных, в некоторых регионах – гораздо меньше. Так что речь идёт не о половине всех пациентов с ВИЧ. ВОЗ и ЮНЭЙДС призывают к выявлению 90% тех, кто инфицирован, и к лечению 90% из них. Пока что мы довольно сильно отстаём от этих целей.

Чтобы приблизиться к 90%, нужно не меньше 100 млрд ежегодно. Эти деньги необходимы, чтобы выявлять тех, кто инфицирован, привлекать к трапии тех, кто не хочет лечиться. Нужно оплачивать работу врачей, лаборатории. И, конечно, профилактика. Если у нас каждый год будет появляться по 100 тысяч новых ВИЧ-положительных, то никакие хитрости по снижению стоимости лекарств не помогут.

О том, как обстоят дела в регионах в преддверии централизованной закупки, читайте в материале СПИД.ЦЕНТРа.

Рассказать всем:

Похожие статьи