Меню Закрыть

Неполный лигалайз: Как в Португалии снизили число героинщиков вчетверо

16 лет назад правительство Португалии приняло решение не наказывать строго за употребление наркотиков и справилось таким образом с героиновой эпидемией в стране. Похожая практика когда-то была введена в Швейцарии, где власти решили выдавать героин наркозависимым. The Village узнал, как смягчение отношения к потребителям наркотиков в Европе помогло решить проблемы с эпидемией ВИЧ и снизить уровень преступности.

Сегодня в Португалии можно относительно безнаказанно иметь при себе любой наркотик, в том числе героин и кокаин, если его масса не превышает среднюю дозу на десять дней употребления. Это значит, что если полицейские найдут у человека до 25 граммов конопли, два грамма кокаина, один грамм героина, МДМА или амфетамина, то его за это не посадят в тюрьму. А если такой случай первый, то даже и не оштрафуют.

Такое лояльное отношение к наркотикам сложилось в Португалии из-за эпидемии наркомании в стране в начале нулевых. Тогда 100 тысяч человек, или 1 % всех португальцев, были героиновыми наркоманами, а процент заражения ВИЧ здесь был самым высоким в Европе. Чтобы как-то исправить ситуацию, правительство пошло на экстренные меры — полную декриминализацию наркотиков.

Что значит декриминализация наркотиков

Декриминализация — не то же самое, что воспеваемый в регги-балладах лигалайз. Последнее предполагает полное отсутствие законодательных ограничений на производство, хранение, продажу и употребление наркотиков. Такого отношения нет нигде в мире, но в некоторых странах произошла частичная легализация некоторых наркотиков. Например, в Бельгии законно иметь при себе до трех граммов марихуаны и выращивать одно растение, а в Мексике можно хранить и перевозить до полуграмма кокаина или двух граммов опия. Во многих странах Латинской Америки разрешено хранение небольшого количества наркотиков для личных целей, в том числе героина и кокаина. В Европе шире всего распространена практика депенализации хранения небольшого количества наркотиков — то есть уголовная ответственность за подобные незаконные действия существенно ослабляется, в первую очередь отменяется наказание, связанное с лишением свободы.

При декриминализации же какая-то часть деятельности, связанной с оборотом наркотиков, выводится из-под уголовно наказуемой, но по-прежнему остается преступной. Как правило, в мире декриминализируют употребление наркотиков и связанное с этим хранение определенных доз веществ. Именно это произошло в Португалии в 2001 году.

Спокойное отношение к наркотикам нетипично для страны: в 80-е и 90-е подобные преступления наказывались весьма строго. В тюрьме за хранение небольших доз наркотиков (то есть, по сути, за их потребление) оказывались не часто, но такое случалось. В 1998 году в Португалии более 60 % арестов, связанных с наркотиками, касались хранения запрещенных веществ, а не случаев распространения с целью продажи. В нулевых к проблеме употребления тяжелых наркотиков добавился значительный рост случаев заболевания СПИДом — среди инъекционных наркоманов регистрировалось по тысяче новых заражений ВИЧ в год. Португалия вышла на первое место в Европе по распространенности этого заболевания — и во многом из-за ситуации с героином. Наркомания превратилась в стране в неконтролируемую социальную проблему.

Массовая терапия в Португалии

Для решения проблемы была создана комиссия по выработке национальной стратегии по борьбе с наркотиками, в состав которой вошли врачи-психиатры, психологи, профессора различных португальских вузов. К 1998 году комиссия подготовила доклад, в котором рекомендовала правительству декриминализировать все виды наркотиков. Целью стратегии ставили изменение отношения к зависимым и переквалификации наркомании из уголовной проблемы в медицинскую. Наказание за употребление наркотиков предложили заменить на первичную профилактику, кроме того комиссия рекомендовала обеспечить бесплатным доступом к квалифицированному лечению наркозависимости всех, кто в нем заинтересован. В 1999 году Совет министров федерального правительства Португалии одобрил текст доклада практически полностью, и в июле 2001 года соответствующий закон вступил в силу.

Во всех 18 административных округах Португалии были созданы специальные комиссии по разубеждению. Они стали заниматься административным разбирательством в отношении людей, которых признали виновными в употреблении или хранении наркотиков. То есть после вступления в силу закона о декриминализации если полицейский обнаруживал у человека допустимую дозу наркотиков, то не арестовывал его, а записывал данные нарушителя и направлял их в ближайшую комиссию по разубеждению. В состав таких комиссий входят соцработник, психолог и адвокат, которые должны были проанализировать дело и принять по нему решение.

Если выясняется, что у человека глубокая зависимость, комиссия может предложить ему пройти реабилитационную программу. При этом она не может назначать ему принудительное лечение. Эта же комиссия принимает решение о наложении штрафа на нарушителя — от 25 евро до минимального размера оплаты труда. Но в законе прописано, что штрафы — крайняя мера, и если человек употребляет наркотики, но зависимости не имеет, то комиссиям предписывается «временно приостанавливать разбирательство», не налагая санкций. Если у человека обнаруживается наркотическая зависимость, но он соглашается на лечение, действие санкций/штрафов, против него приостанавливается. Среди санкций к нарушителям также могут быть применены: запрет на лицензируемую профессиональную деятельностью (работа врача, юриста, водителя такси), запрет на посещение ночных клубов, требование периодической явки в комиссию, запрет на выезд за рубеж, приостановление выплаты социальных пособий.

До принятия закона о декриминализации многие не решались лечиться из-за страха ареста. Судимость за употребление наркотиков в Португалии считалась постыдной. Подразумевается, что сейчас весь профилактический процесс проходит так, чтобы не допускать у человека чувства вины. В работе с наркозависимыми упор делается на аспекты, связанные со здоровьем, проводится психотерапия, оказывается помощь по адаптации в обществе. Также нарушитель, чтобы защитить свое право на частную жизнь, может потребовать не отправлять уведомление о разбирательстве ему домой или на работу.

Сейчас по всей Португалии работают четыре десятка государственных центров по оказанию помощи наркоманам, детоксикации и психологической реабилитации. В них проходят лечение 4 тысячи наркозависимых. По всей стране работает сеть центров заместительной терапии, где опиатным наркоманам выдают «Метадон»  и «Бупренорфин», чтобы они могли слезть с героина. В многочисленных аптеках можно бесплатно обменять использованные шприцы на новые. Вместе со шприцами выдают комплект из презерватива, ваты со спиртом и брошюры о реабилитации. Похожие комплекты раздают и на улицах. Три региональные программы реинтеграции помогают бывшим наркоманам регулярными тренингами, поиском работы и жилья, выдают кредиты на создание бизнеса.

Чтобы снизить количество преступлений, связанных с наркотиками, правительство Швейцарии стало выдавать героин наркозависимым, которые не поддаются лечению

Эффект

Результаты принятых мер лучше всего демонстрирует статистика. Уровень смертности, вызванной наркотиками, в Португалии составляет три человека на миллион жителей, то есть порядка 30 человек в год. Это самый низкий  показатель в Евросоюзе (средний — 17,3). Для сравнения: в США, где в основном проводится довольно суровая политика криминализации наркотиков, в 2016 году от передозировок умерли 52 тысячи человек. Количество заражений ВИЧ среди наркоманов снизилось в Португалии с 1 016 случаев в 2001 году до 56 в 2012-м. Общее количество героиновых наркоманов в стране сократилось за 15 лет в четыре раза — с 100 тысяч до 25 тысяч человек.

За счет декриминализации употребления наркотиков Португалия смогла перераспределить примерно 90 % ресурсов, уходивших на судебное преследование и содержание наркоманов в тюрьме, на программы по лечению наркозависимых. После принятия закона употребление и зависимость от наркотиков, а также связанные с этим патологии по всем релевантным категориям либо сдерживаются, либо ощутимо снижаются. Несмотря на то что в целом в ЕС уровень потребления наркотиков продолжает расти, согласно последнему отчету комиссии EMCDAD, употребление всех наркотиков в Португалии за последние десять лет существенно снизилось.

В начале нулевых скептики ожидали наплыва в страну толп наркотуристов и резкого роста употребления наркотиков, но их опасения не оправдались. Сегодня ни одна политическая сила в стране не призывает к возврату политики криминализации наркотиков.

Швейцарский опыт

Пример Португалии не единственный в своем роде. Благодаря смягчению политики по отношению к наркотикам Швейцария справилась с героиновым бумом 90-х в Цюрихе и его последствиями. Чтобы снизить количество преступлений, связанных с наркотиками, правительство страны стало проводить заместительную терапию с помощью героина, то есть выдавать его наркозависимым, которые не поддаются лечению. Чтобы участвовать в программе бесплатной выдачи героина в Швейцарии, нужно быть совершеннолетним, со стажем наркозависимости не менее 2,5 лет, пройти не менее двух неудачно закончившихся курсов лечения наркозависимости, иметь проблемы со здоровьем и подписать соответствующие бумаги. Наркотик принимается строго в стенах клиники, и используется он исключительно в медицинских целях, примерно как в России применяют морфин или психотропные средства, только по отношению к заболеванию «наркомания».

В 2008 году в стране был проведен общенациональный референдум, на котором 68 % проголосовали за то, чтобы эта программа стала частью национального закона о здравоохранении. Финансируется она за счет отчислений страховых компаний — чтобы быть участником программы героиновой заместительной терапии, нужно иметь медицинский полис.
Эта программа не решила проблемы наркомании полностью, но вывела ее из криминального поля, а случаи насилия, связанные с покупкой или кражей наркотических средств, сократились за время существования программы на 70 %. Кроме того, благодаря программе в молодежной среде героин приобрел имидж «наркотика для неудачников». И еще: ни один вступивший в программу не умер от передозировки героина за 23 года ее существования.

Уровень смертности из-за наркотиков в Португалии составляет три человека на миллион жителей. Это самый низкий показатель в Евросоюзе

Отечественный подход

В России правительство планомерно проводит политику криминализации наркотиков, и, надо признать, общество выступает за. По данным июньского опроса ВЦИОМ, 78 % россиян поддерживают введение уголовного наказания за употребление наркотиков.

В России, если полиция найдет у человека запрещенные вещества весом меньше того, который по закону считается значительным, его ждет только административное наказание и постановка на учет в наркодиспансер. К примеру, для марихуаны черта, которая отделяет административку от уголовного наказания, проходит по весу шесть граммов, для героина — 0,5 грамма, для амфетамина — 0,2 грамма, для ЛСД — 0,0001 грамма. При этом дневная доза героина у зависимого человека может доходить до двух граммов, а вот за 2,5 грамма уже грозит лишение свободы от трех до десяти лет. При этом российские суды часто считают достаточным обнаружение крупного размера наркотика, чтобы переквалифицировать обвинение на «приготовление к сбыту». А это уже считается особо тяжким преступлением, максимальный срок наказания по которому может достигать 20 лет лишения свободы.

Согласно результатам опубликованного недавнего исследования«Наркопреступления в России: анализ судебной и криминальной статистики» Алексея Кнорре из Института проблем правоприменения при Европейском Университете в Санкт- Петербурге, полиция очень часто находит именно то количество наркотиков, которого достаточно для возбуждения уголовного дела. Это следует из закрытой отчетности МВД за 2013–2014 годы. По мнению Кнорре, это однозначно говорит о систематических манипуляциях с весом изымаемых наркотиков со стороны полицейских. Подобные дела дают большие возможности для коррупции. После публикации отчета Кнорре несколько организаций провели опрос о том, как в России откупаются от полиции из-за наркотиков. Средняя сумма откупа от полицейских составляет 30 тысяч рублей, но иногда доходит до нескольких миллионов.

Сейчас в стране 520 тысяч заключенных, из них 138 тысяч, то есть 27 %, отбывают наказание по статьям, связанным с наркотиками. Этот показатель стабильно растет с 2004 года, когда он составлял только 7 %. В 2015 году в России количество заключенных, отбывающих наказание по статьям, связанным с наркотиками, находилось на втором месте, только незначительно отставая от осужденных за убийства (при условии, что сроки за такое преступление, как правило, больше). При этом количество осужденных за 2015 год по статьям, связанным с наркотиками, в 12 раз превышало число приговоров за убийства и уступало только приговорам за кражи.

Криминализация наркопотребления, хранения и социального сбыта наркотиков ведет к огромным проблемам в области здравоохранения: Россия уже, пожалуй, единственная страна в мире, где эпидемия ВИЧ продолжает нарастать; в стране живут около 5 миллионов человек с гепатитом С; только по официальной статистике, от передозировок погибают 9 тысяч человек в год. Исследования показывают, что наличие статей 6.9 административного кодекса и 228 УК (приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта), а также превратное понимание и правоприменение в отношении сбыта наркотиков, когда под ним, например, понимается совместное употребление в кругу друзей, не только не снижают спрос на наркотики, но и способствуют развитию коррупции в правоохранительных органах и накладывают на нее огромные затраты.Неполный лигалайз: Как в Португалии снизили число героинщиков вчетверо

АННА САРАНГ,президент Фонда содействия защите здоровья
и социальной справедливости имени Андрея Рылькова (ФАР)

 

Рассказать всем:

Похожие статьи