Меню Закрыть

Есть ли жизнь при ВИЧ?

В Татарстане, как и по всей России, стартовала акция по профилактике ВИЧ-инфекции. В течение нескольких недель в общественных местах желающие смогут пройти экспресс-обследования и выяснить свой ВИЧ-статус. 29 ноября выездная лаборатория начала работать в здании Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) на улице Бутлерова. «Казанский репортер» узнал, насколько эффективны подобные меры профилактики, и выяснил ключевые цифры по распространению заболевания в Татарстане, а так же спросил у экспертов, почему они считают, что точное число инфицированных в России не известно никому.

– Я сегодня со СПИДом весь день, освобожусь только завтра, – говорит кому-то по телефону девушка с табличкой «Стоп ВИЧ/СПИД». Дело происходит на открытии выездной лаборатории в Казанском государственном медицинском университете.

Сегодня там прошла акция «Стоп ВИЧ/СПИД». Студенты в преддверии Всемирного дня борьбы со СПИДом смогли пройти экспресс-обследование и в течение нескольких минут узнать свой ВИЧ-статус. За время работы пункта это сделали около 120 человек: студенты, преподаватели и журналисты. 30 ноября такая же акция пройдет на улице Баумана. Профилактические мероприятия продлятся до середины декабря. Подобный ажиотаж случается ежегодно в одно и то же время, конец ноября – начало декабря. 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом, после него активность, обычно стихает. Традиция вспоминать о проблеме по случаю и устраивать мероприятия «к дате», кажется, неискоренимой. Судя по всему, обозначенная дата является более значимым поводом, чем появление в стране миллионного официально зарегистрированного человека с ВИЧ или объявление о том, что в 10 регионах России критическая ситуация из-за эпидемии вируса иммунодефицита.

Пока студенты занимали очередь, сдавали анализы и делились впечатлениями, мы поговорили с представителями СПИД-центра, руководителями вуза, узнали мнения активистов акции и экспертов.

Есть ли жизнь при ВИЧ?

руппа учащихся КГМУ с утра раздавала номерки в очереди на прохождение экспресс-анализа, студенты-волонтеры рассказывали о распространении ВИЧ-инфекции и ее последствиях.

– Нужно понимать, что многие из нас живут в абсолютном неведении и считают ВИЧ-инфицированных людей отбросами общества. Это далеко не так. Заболеть может любой. А в современных реалиях это становится проще, чем подхватить простуду, – говорит студент КГМУ Марат Мусин.

Ректор вуза Алексей Созинов подтверждает, что ВИЧ перестал быть инфекцией «групп риска». Уровень заболеваемости, по его мнению, в последнее время растет.

– Уровень распространения ВИЧ-инфекции во всей стране сейчас довольно высокий. Самое главное, что она перестала быть заболеванием маргинальных слоев населения. Представление о том, что ВИЧ инфицируются и болеют наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, – очень опасное заблуждение. Одним из основных путей передачи остается половой. К великому сожалению, по этой причине распространение инфекции вошло в семьи, – говорит он.

Есть ли жизнь при ВИЧ?

По мнению Алексея Созинова, распространение заболевания в крупных городах России и Татарстана обусловлено высоким миграционным потоком, который невозможно предотвратить. Иначе придется отказаться от проведения крупных форумов, съездов и спортивных соревнований.

– Татарстан – республика с активной миграцией. Сюда приезжает много людей, происходит большое количество разного рода событий. Казань – город активный, находящийся на путях перемещения людей. А ВИЧ – это инфекция, которая распространяется в процессе обычной жизни. Благо, что она не передается по воздуху, с водой или с пищей.

На сегодня в Казани зарегистрировано восемь тысяч ВИЧ-инфицированных людей, при этом стоят на учете в СПИД-центре немногим больше половины. Такой же расклад и по другим крупным городам. Вторым городом Татарстана по численности «положительных» идут Набережные Челны. Там зарегистрировано 3 110 инфицированных, 1 856 из них стоят на учете. Третьим городом республики по распространению ВИЧ-инфекции является Альметьевск. По данным СПИД-центра, 2 178 его жителей официально зарегистрированы как ВИЧ-положительные, а на учете у специалистов стоят только 1 105 человек. О количестве невыявленных носителей инфекции остается только догадываться.

Есть ли жизнь при ВИЧ?

Заместитель главного врача по медицинской части татарстанского СПИД-центра Фирая Нагимоваутверждает, что республике удалось сдержать рост числа инфицированных и распространение заболевания. За 11 месяцев этого года, по ее данным, количество выявленных ВИЧ-положительных пациентов снизилось на 55 человек по сравнению с прошлым годом.

– У нас ежегодно выявляется порядка тысячи больных. Но за 11 месяцев 2016 года больных выявлено меньше, чем в прошлом году, на 55 человек. Вроде бы, это небольшая цифра, но при счете жизней и судеб – это много. Несмотря на то, что по России идет прирост на 6,5%. По последним показателям мы отмечаем в республики стабильную ситуацию, как и в прошлые годы. Сейчас заражены 0,3% населения, и пока рост удается сдерживать за счет большого охвата тестированием – до 30% населения, и большим охватом лечения – 56%, самый высокий показатель по России, – говорит Фирая Нагимова.

Есть ли жизнь при ВИЧ?

При этом по данным на ноябрь 2015 года было зафиксировано 17 636 человек с диагнозом ВИЧ, а в 2016 году этот показатель уже на уровне 20 916 человек. По словам замглавврача, такое изменение при общем уменьшении динамики выявляемости можно объяснить повышенным миграционным потоком.

– Есть показатели по ВИЧ-инфицированным жителям республики, а есть инфицированные, которых мы принимаем с других территорий. Они приезжают и закрепляются на учете в нашем СПИД-центре. И таких пациентов в общей сложности до 10% от общего количества ежедневно. 20 916 человек – это накопительная цифра за 29 лет. У нас и заболеваемость, и распространение ВИЧ-инфекции в 1,7 раза ниже, чем в среднем по России, – уверяет она.

Однако с ней не согласен зампредседателя благотворительного фонда Светланы Изамбаевой Ильнур Мухаметханов. Он утверждает, что при расширении профилактической работы, при тестировании большего числа населения показатели по заболеваемости не могут уменьшаться.

– В этом году СПИД-центр отчитался, что тестированием охвачены достаточно широкие слои населения. Сказать, что при большем охвате выявлено меньше инфицированных людей? С какой стати? Статистика по профилактике в нашем регионе на самом деле великолепна. Но дело в том, что результаты профилактики нужно учитывать не по количеству информационных акций, а по признаку восприятия информации. Во всем мире количество выделенных денег и проведенных мероприятий индикаторами профилактики не считают. Точно ситуацию может прояснить только опрос населения по тем или иным категориям, – говорит он.

Есть ли жизнь при ВИЧ?

Дело в том, что существуют две категории инфицированных: анонимные и те, кто официально встал на учет или когда-то прошел не анонимный тест. По словам Мухаметханова, если вторых посчитать можно, то с первыми все куда сложнее. К примеру, человек прошел анонимный тест, узнал, что у него ВИЧ-положительный статус, и не обратился к врачам, не встал на учет, не заявил публично. Тогда его как отдельную единицу при составлении общей статистики посчитать невозможно.

– Распространение заболеваемости не идет на убыль. Мы работаем с женщинами и детьми, количество новых случаев явно не уменьшилось, – заверяет Ильнур Мухаметханов.

Искандер Ясавеев, старший научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург) уверен, что количество инфицированных может снизиться, только если власти признают факт эпидемии.

– Ситуация с ВИЧ/СПИДом стала критической уже несколько лет назад. На мой взгляд, в 2000-е годы были упущены важные возможности ограничить распространение заболевания, но тогда, впрочем, как и сейчас, доминировали риторика традиционных ценностей и отношение к людям, живущим с ВИЧ, как к девиантам. Можно спорить о терминах, но тот факт, что в стране зарегистрировано более миллиона случаев ВИЧ, говорит об эпидемии. Чем быстрее власти признают это, тем лучше. При этом есть полезный опыт других стран, которые смогли остановить распространение ВИЧ, – опыт использования заместительной терапии, программ снижения вреда, полного обеспечения людей, живущих с ВИЧ, антиретровирусной терапией. Но у нас этот опыт почти не изучается и не учитывается.

Есть ли жизнь при ВИЧ?

Искандер Ясавеев уверен в необходимости создания национального проекта по сдерживанию распространения заболевания с соответствующими бюджетными вложениями. Он заявляет, что осуществление подобного проекта гораздо важнее для российских граждан, нежели война в Сирии.

Ильнур Мухаметханов же считает, что власть ни под каким предлогом не пойдет на это в ближайшее время. Иначе появится не только проблема финансирования, но и повсеместного страха людей.

– Понятно, что эпидемия ВИЧ/СПИДа существует, но если власти это признают, появится повсеместный страх. Придется выделять громадные финансовые средства, чтобы этот испуг прошел, а таких средств у нас не было ни десять лет назад, ни сейчас. И даже если все будут трубить, показывать статистику, на высшем уровне этого все равно не признают.

В России по итогам прошлого года общее число ВИЧ-положительных граждан превысило миллион. По данным Минздрава РФ, в прошлом году было выявлено 100 220 случаев, то есть более 270 новых случаев ВИЧ ежедневно. По данным Росстата, 15,5 тысячи человек умерли от СПИДа – больше 40 смертей в день. «Казанский репортер» анализировал статистику в Татарстане с 2006 года и пришел к выводу, что в среднем каждые 8 часов в республике появляется еще один ВИЧ-инфицированный.

Есть ли жизнь при ВИЧ?

Цифры Роспотребнадзора – 68 тысяч новых случаев ВИЧ в год. Это выше, чем количество случаев туберкулеза, хронического гепатита С и даже гриппа. ВИЧ-инфекция движется на первое место среди крупных заболеваний, но это не повод запираться дома и заколачивать окна.

Пока вирус иммунодефицита человека в массовом сознании остается «городской страшилкой». Из-за отсутствия общественной дискуссии многие не знают очевидных вещей, говорят исследователи проблемы. Поэтому врачи в очередной раз напоминают, что ВИЧ-инфицированные люди не заразят вас при рукопожатии или наружном контакте. Также вас не заразит укус комара или другого насекомого. Заболевание можно приобрести через кровь, например, при использовании нестерильных игл во время нанесения тату или при половом контакте. Но и тут есть выход: в течение шести недель нужно принимать препарат, который многократно снизит вероятность заражения.

Если же в супружеской паре один партнер «позитивный», а другой – нет, они оба должны принимать специальные препараты и тогда риски также снижаются. ВИЧ – это не смерть, если начать лечение на первых порах.

Есть ли жизнь при ВИЧ?Регина Гималова. Казанский репортёр
Фотографии: doverie.org, realnoevremya.ru, ktr.su, business-gazeta.ru, vk.com

Рассказать всем:

Похожие статьи