Меню Закрыть

С ВИЧ и без гражданства

Ф. и О. женаты с 2009 года и разлучены нашим государством с 2013. Ф. – мало того что не россиянин, так еще и имеет ВИЧ. До последнего времени таких людей Роспотребнадзор без разговоров выдворял из страны, даже если у них тут оставалась семья и маленькие дети. Но в самом конце прошлого года законодательство в отношении иностранцев с ВИЧ было сильно упрощено. Теперь наличие супруга или детей в России является основанием для разрешения на проживание. Вот только Роспотребнадзор считает: “сказано в морг, значит, в морг”. Как только семья обратилась за разрешением, то снова получила отлуп. Основание: закон законом, а мы своих решений не отменяем.

В декабре 2015 года был принят федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих ВИЧ-инфекцией, на пребывание и проживание в РФ”. Он поставил точку в вопросе, можно ли отрывать мать или отца от ребенка по причине того, что у родителя есть ВИЧ и нет российского гражданства. Таких семей, разрезанных по-живому, в России немало. До последнего времени некоторую лазейку предоставляло определение Конституционного суда, в котором говорилось: при решении вопроса о депортации надо сначала смотреть на “гуманитарные основания” – в частности, на наличие супруга и детей.

– Но проблема всегда была в том, – говорит Владимир Цвингли, юрист Фонда имени Андрея Рылькова, – что суды низшей инстанции это определение много лет игнорировали. Юристы неоднократно ставили об этом в известность Конституционный суд, и вот, наконец, суд принял уже более серьезный документ – постановление. А потом вышел и закон, который вносил поправки в закон 1995 года “О предупреждении распространения ВИЧ”.

Именно этими документами и хотели воспользоваться Фирдавс Нарзуллоев и Ольга Рахимова.

– Я сама родилась в Таджикистане, – рассказывает Ольга. – И вся моя семья с советского времени жила там. Но в 1997 году мы с родителями решили, что надо постепенно возвращаться в Россию, и получили российские паспорта. С Фирдавсом мы познакомились по работе, на тренинге – мы работаем в одной сфере. Это был 2008 год. В 2009 поженились. В 2011-м родилась дочь, она по документам россиянка. И вот еще через год мы все вместе с моими родителями запланировали переехать в Россию. Купили дом в Тамбове, приехали туда. Пошли получать Фирдавсу разрешение на временное проживание. А там нужна справка о прохождении теста на ВИЧ. У мужа ВИЧ есть, и в Центре СПИД нам сразу сказали: депортируют. Но мы очень рассчитывали на то определение Конституционного суда: все-таки мы женаты три года, есть ребенок, он родился без ВИЧ, муж следит за своим здоровьем. То есть он не представляет опасности ни для кого. Но разрешение на проживание ему не дали, а Роспотребнадзор вынес постановление о нежелательности пребывания. Это означало депортацию… В 2013 году муж законопослушно выехал, и все…

Все не так, как мы мечтали…

Семью разделили. Ольга подала заявление в Мичуринский районный суд по Тамбовской области от своего имени, но получила отказ, так как решение было принято в отношении ее супруга. Получив доверенность, она подала прошение снова, и ей снова отказали. Ольга обратилась в московский Тверской районный суд, но также безуспешно. Так прошло два года!

В начале 2016 года Ольга узнала про изменения в законодательстве, которые, по идее, прекращали семейные мучения. Она подала новое заявление в Роспотребнадзор, чтобы он просто отменил ранее выданное постановление о депортации. Но… опять получила отказ. В ответе было сказано, что да, теперь в случае, если у иностранца с ВИЧ в России есть семья, решение о его депортации не принимается. Есть такое. Но, вместе с тем “отмена Роспотребнадзором ранее принятых решений о нежелательности пребывания в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих ВИЧ-инфекцией… законодательно не предусмотрена”. Ступайте с миром.

– Позиция Роспотребнадзора вызывает удивление, – говорит Владимир Цвингли, – потому что основания, по которым был вынесен запрет, отпали: сначала признаны неконституционными, а потом просто вычеркнуты из закона. И никаких причин для его сохранения не существует. При этом в законодательстве, что бы там ни говорил Роспотреб, прямо предусмотрен порядок отмены такого запрета при изменении обстоятельств. Просто человек прописан в другом месте. Существуют “Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства”. И там есть пункт, который гласит: “При изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, оно может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти”. Так что мы подали в суд на Роспотребнадзор с требованием признать свое решение незаконным.

– Бог с ним, с проживанием, – устало говорит Ольга. – Разрешили бы мужу хотя бы въехать в Россию. Дочка скучает, дом разваливается. Все не так, как мы мечтали…

Анастасия Кузина – участница
Фонда имени Андрея Рылькова

Рассказать всем:

Похожие статьи